Сказка - ложь, да в ней нам ёк
Хасту́р (англ. Hastur, реже Hasthur, Xastur, Xasthur) — персонаж мифов Ктулху, одно из т. н. Древних Божеств. Строго говоря, может быть отнесён к пантеону, составленному Лавкрафтом, лишь с натяжкой, поскольку был изобретён ранее другими авторами. Один из самых спорных и мало разработанных образов мифов Ктулху.
Впервые божество по имени Хастур упоминается в рассказе американского писателя Амброза Бирса «Бог пастухов». Там он предстаёт как довольно благожелательная сущность, а сколько-нибудь подробных описаний его внешности не даётся. Бирс также не раскрывал подробно функций Хастура, ограничившись его упоминанием.
Английский писатель Роберт Чемберс позаимствовал имя «Хастур» из рассказа Бирса и использовал его в своём рассказе «Жёлтый знак». Он также не приводил никаких описаний Хастура. Фактически, единственное упоминание этого божества в творчестве Чемберса — эпизод, в котором герои рассказа, прочитав пьесу «Король в жёлтом», сводящую с ума любого, кто осмелится открыть её, перед смертью «разговаривают о Хастуре и Каркозе». При этом даже не ясно, следует ли использовать слово «Хастур» как имя или как топоним.
Говард Лавкрафт, прочитав «Жёлтый знак» Чемберса в 1927 году, высоко оценил рассказ и решил совместить использованную британским писателем символику со своими мифами Ктулху. В результате он создал «классический» образ Хастура как одного из Древних Богов, являющегося в обличье чёрного вихря и способного похищать душу и рассудок того, кто увидит его. Вероятно, единственное произведение Лавкрафта, в котором Хастур действует непосредственно — это рассказ «Обитающий во мраке», где, кроме того, упоминается о культе его последователей и неком их священном предмете — «сверкающем трапециоэдре», способном вызывать Хастура. Также имя этого божества встречается в рассказе «Шепчущий во тьме», где вновь говорится о существовании культа его почитателей и вскользь упоминается Жёлтый Знак из одноимённого рассказа Чемберса. Лавкрафт не описывал роль Хастура в изобретённом им пантеоне сколько-нибудь подробно.
Август Дерлет, последователь Лавкрафта, после его смерти попытался доработать концепцию мифов Ктулху, несколько упростив её. В его интерпретации Хастур сделался братом и соперником Ктулху, находящимся с ним в состоянии вечной космической войны. Дерлет скомпилировал образы, использованные Лавкрафтом и Чемберсом; таким образом, чёрный вихрь стал основным воплощением Хастура, а Король в жёлтом, антропоморфное существо мужского пола, облачённое в жёлтую мантию и скрывающее своё лицо под маской, — «малым» воплощением. Дерлет также рассматривал верховного жреца храма в Ленге, упомянутого в повести Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата», как воплощение Хастура (вероятно, из-за некоторых параллелей с образом Короля в жёлтом). Несмотря на столь долгое и последовательное развитие образа, Хастур остаётся одним из наименее прописанных персонажей мифологии Ктулху.
Хастур упоминается в творчестве Алексанра Рудазова, цикл "Архимаг". Мэрион З. Брэдли, однако без связи с «мифами Ктулху». Персонаж с таким именем также действует в романе Терри Пратчетта и Нила Геймана «Добрые предзнаменования».
В рассказе Стивена Кинга "Бабуля" мальчик пытался успокоить ожившую ведьму именем ее духовного отца, которого звали Гастур. Так же обезумевшая бабуля при жизни кричала заклинание «Гиаши! Гиаши! Гастур-дегрион-йос-сов-ов!»
Американская группа Xasthur, исполняющая суицидальный блэк-метал, названа в честь Хастура.
Композиция "Дети Воздуха, дети Сна" российской группы "Lamia Morra" (альбом "Liber Logaeth", 2012) посвящена вечному противостоянию служителей культов Хастура и Ктулху.

Впервые божество по имени Хастур упоминается в рассказе американского писателя Амброза Бирса «Бог пастухов». Там он предстаёт как довольно благожелательная сущность, а сколько-нибудь подробных описаний его внешности не даётся. Бирс также не раскрывал подробно функций Хастура, ограничившись его упоминанием.
Английский писатель Роберт Чемберс позаимствовал имя «Хастур» из рассказа Бирса и использовал его в своём рассказе «Жёлтый знак». Он также не приводил никаких описаний Хастура. Фактически, единственное упоминание этого божества в творчестве Чемберса — эпизод, в котором герои рассказа, прочитав пьесу «Король в жёлтом», сводящую с ума любого, кто осмелится открыть её, перед смертью «разговаривают о Хастуре и Каркозе». При этом даже не ясно, следует ли использовать слово «Хастур» как имя или как топоним.
Говард Лавкрафт, прочитав «Жёлтый знак» Чемберса в 1927 году, высоко оценил рассказ и решил совместить использованную британским писателем символику со своими мифами Ктулху. В результате он создал «классический» образ Хастура как одного из Древних Богов, являющегося в обличье чёрного вихря и способного похищать душу и рассудок того, кто увидит его. Вероятно, единственное произведение Лавкрафта, в котором Хастур действует непосредственно — это рассказ «Обитающий во мраке», где, кроме того, упоминается о культе его последователей и неком их священном предмете — «сверкающем трапециоэдре», способном вызывать Хастура. Также имя этого божества встречается в рассказе «Шепчущий во тьме», где вновь говорится о существовании культа его почитателей и вскользь упоминается Жёлтый Знак из одноимённого рассказа Чемберса. Лавкрафт не описывал роль Хастура в изобретённом им пантеоне сколько-нибудь подробно.
Август Дерлет, последователь Лавкрафта, после его смерти попытался доработать концепцию мифов Ктулху, несколько упростив её. В его интерпретации Хастур сделался братом и соперником Ктулху, находящимся с ним в состоянии вечной космической войны. Дерлет скомпилировал образы, использованные Лавкрафтом и Чемберсом; таким образом, чёрный вихрь стал основным воплощением Хастура, а Король в жёлтом, антропоморфное существо мужского пола, облачённое в жёлтую мантию и скрывающее своё лицо под маской, — «малым» воплощением. Дерлет также рассматривал верховного жреца храма в Ленге, упомянутого в повести Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата», как воплощение Хастура (вероятно, из-за некоторых параллелей с образом Короля в жёлтом). Несмотря на столь долгое и последовательное развитие образа, Хастур остаётся одним из наименее прописанных персонажей мифологии Ктулху.
Хастур упоминается в творчестве Алексанра Рудазова, цикл "Архимаг". Мэрион З. Брэдли, однако без связи с «мифами Ктулху». Персонаж с таким именем также действует в романе Терри Пратчетта и Нила Геймана «Добрые предзнаменования».
В рассказе Стивена Кинга "Бабуля" мальчик пытался успокоить ожившую ведьму именем ее духовного отца, которого звали Гастур. Так же обезумевшая бабуля при жизни кричала заклинание «Гиаши! Гиаши! Гастур-дегрион-йос-сов-ов!»
Американская группа Xasthur, исполняющая суицидальный блэк-метал, названа в честь Хастура.
Композиция "Дети Воздуха, дети Сна" российской группы "Lamia Morra" (альбом "Liber Logaeth", 2012) посвящена вечному противостоянию служителей культов Хастура и Ктулху.
